Праздник «Дауджытæ»

 

 

Ежегодно значительная часть населения Южной Осетии празднует День ангелов «Дауджытæ». Со слов старших фамилии, мы знаем, что праздник «Дауджытæ» в нашем родовом селении Тли, а позже и в других частях Южной и Северной Осетии, куда перебрались жить Дзагоевы, праздновался нашими предками с особым почитанием и большим размахом. Отмечается этот праздник и раньше и сейчас в воскресенье на 8 неделе после Пасхи. Чаще всего этот день выпадает на середину или вторую половину июня, реже на начало июня, еще реже на конец мая.

Задолго до Дня ангелов, обычно за год назначались ответственные (фысымтæ), которые готовили праздник, собирали пожертвования (мысайнæгтæ). За несколько дней до праздника варилось специальное пиво (бæгæны), задолго откармливался специальный бык (нывонд), само собой пеклись праздничные пироги из пожертвованного сыра. Накануне праздника в субботу приносили в жертву жертвенного быка, жертвенных баранов, накрывали столы у святого места «Хæстæг дзуар» и возносили молитвы богу и всем святым, которые покровительствуют ущелью и селению Тли. Все молящиеся со своими подношениями и жертвенными животными вначале подходят к святому месту, где всегда есть один или несколько старших, выполняющих святую роль жреца (кувæг лæг). Они произносят благославляющие всех членов семьи молитвы, вспоминают обязательно больных и желают им скорейшего выздоровления, вспоминают путников, отправившихся на работу или на учебу в дальние края, на военную службу и желают им благополучного возвращения домой. Здесь также благославляют юношей и девушек, которые должны вступить в брак, семейные пары, ждущие детей.

К этому дню особо готовились те семьи, в которых за прошедший год родились мальчики. Им надлежало подготовить особое подношение (хуын, хъалон) к святому месту Хæстæг дзуар в виде жертвенного теленка или барана (нывонд), трех пирогов и специально приготовленного к этому дню пива.

На второй день в воскресенье все мужчины (взрослые и дети) поднимались со специально испеченными к этому празднику тремя пирогами, со сваренным по этому поводу пивом, с приготовленными на углях частями жертвенных животных к святому месту «Хуцау дзуар», расположенному на горе прямо над селом. Женщинам подниматься к этому святому месту воспрещалось. Каждый со своими подношениями три раза обходит святое место, молясь о благополучии своей семьи, своих близких всей фамилии. Здесь же в специальном углублении каждый молящийся оставляет деньги, реже другие ценности (мысайнæгтæ), как бы задабривая ангелов. По окончании праздника назначенные ответственные (фысымтæ) собирают эти деньги и ценности и передают их следующим ответственным лицам. Деньги расходуются на празднование очередного праздника либо на благоустройство святого места. Кстати эта процедура также проходит и у других святых мест, в частности «Хæстæг дзуар».

Затем старшие возносят молитвы и поют песни в честь Стыр Хуцау, Уастырджи, других святых, покровительствующих жителям села и выходцам из него. Молодежь организует ритуальные танцы. Сегодня, когда селение Тли опустело и его обитатели и их потомки разъехались по разным уголкам страны и мира, переселились в другие места жительства, этот праздник служит самым мощным фактором, объединяющим фамилию. Ежегодно все больше представителей нашей фамилии приезжает в родное село. Особенно стремится сюда молодежь, которая только от своих старших слышала о своей исторической родине, о тех святых местах и традициях, которые почитали наши предки, о той нелегкой, но достойной судьбе, которая выпала на их долю.